Улан Усенов, учитель-экспериментатор из Tik-Tok: "Моё творчество не про химию, а про идею, что ребёнок способен на всё"

Педагог-блогер – о нестандартных способах донесения учебного материала, материально-техническом оснащении школ и любви к предмету и ученикам. Молодой учитель с миллионной аудиторией в Tik-Tok, победитель проекта "100 новых лиц Казахстана", участник рейтинга "30 моложе 30" от Forbes Kazakhstan Улан Усенов рассказал Informburo.kz, как создаются занимательные ролики о химии и каким должен быть учитель XXI века.

– Улан, как вы стали учителем? Было ли это целью, мечтой детства или "так сложились звёзды"?

– К преподаванию я пришёл абсолютно случайно. Сестра предлагала мне получить образование в Жетысуском государственном университете им. Жансугурова в родном Талдыкоргане, а потом пойти работать в местной школе учителем химии. Я сказал "Ни за что!" и уехал. Поступил на факультет химии и химической технологии КазНУ им. аль-Фараби в Алматы. Во время учебы прошёл стажировку по программе студенческого обмена в Санкт-Петербурге, а после первого курса магистратуры отправился в Открытый университет Японии. Получил приглашение остаться, но было решено взять паузу и год в Талдыкоргане пожить с родителями.

Чтобы не плевать в потолок, устроился ассистентом учителя в НИШ – с моим дипломом это было несложно. Меня обучали методологии, педагогике, заново своему же предмету – в общем, сделали из меня учителя. Честно говоря, вынашивал идею годик отсидеться и поехать дальше учиться. Но так сложилось, что влюбился в процесс, в детей и остался работать учителем.

– Тем не менее вы изменили метод преподавания. Это был ваш первый эксперимент?

– На это однозначно повлияла пандемия и переход в дистанционный формат обучения. У детей сильно упала мотивация, они не воспринимали информацию так, как обычно в классе, никто не хотел ничего делать. Начал снимать ролики, чтобы они дистанционно получали хоть какую-то информацию по химии через тот источник, что они любят или пользуются каждый день. Когда-то я начинал развивать свой Youtube-канал, снимал влоги о буднях учителя. Роликов было мало, периодичность – низкая, но ученикам нравилось. Так я получил первые навыки монтажа.

– Почему в качестве основной линии было выбрано аниме?

– Идея с аниме была давно, потому что мультфильмы такого жанра я смотрю уже больше 22 лет, в теме разбираюсь. За каждым из них – неважно, состоит аниме из 50 или 500 серий – сюжет, посыл, смысл. Для меня это способ донесения информации. Я беру популярное произведение, которое нравится мне и детям, и провожу параллели между сюжетом, образами главных героев, их жизненными ситуациями, способностями и тем, что происходит в химии. Дети помнят тот или иной момент, как поступил герой и почему он так сделал. Я провожу аналогию: в химии есть атомы, которые делают так же.

Обрёл популярность быстро. За 10 дней в Tik-Tok подписалось 100 тысяч человек, а это 100 тысяч людей, которые заинтересовались химией. Сейчас число подписчиков в этой соцсети превышает 1,1 млн, а в Instagram за моим творчеством следят больше 148 тысяч пользователей.

– Сейчас у вас больше контента в формате песен. Как происходит процесс создания трека и насколько тяжело "химичить" в стихах?

– Если открыть параграф какого-нибудь учебника и посчитать количество слов на странице с учётом схем, картинок, диаграмм, выходит где-то 250 слов. В песне – примерно столько же. Просто выучить целиком страницу книги слово в слово нереально, а песню благодаря ритму, рифмам, мелодии – вполне. Я беру параграф и умещаю его в песню. Таким способом у ребёнка отложится информация вероятнее всего.

Создаётся это, признаюсь, невероятно сложно. Переделываю песню, разбираю по слогам рисунок песни: где гласные тянутся, где нужно заменить слова без нарушения конструкции. Если есть очень сильный, узнаваемый рисунок в песне, я должен вставить слово, которое будет иметь смысл уже в рамках моей химической музыкальной композиции. Фактически делаю музыкальный прорыв по химии, про элементы и вещества, явления и законы. Хотя идея стара, потому что есть понятие мнемоники и разные стишки типа "Фенолфталеиновый в щелочах – малиновый". Мы же это когда-то запомнили: индикатор и его цвет в разных средах. Также и здесь.

– В чём вы видите свою миссию как учитель-блогер?

– Донести мысль, что химия – очень лёгкий предмет, без шуток. Ещё, что даже если в химии у ребёнка что-то не получается, на этом жизнь не заканчивается. Не обязательно он должен быть одинаково хорош во всех школьных предметах. Люди разные, и методы достижения цели разные. Параграф можно выучить, прочитав книгу или посмотрев видео, поговорив с человеком или проведя эксперимент. Моё творчество не про химию, не про предмет, а больше про процесс обучения, про идею, что ребёнок способен на всё.

– Сложно представить, что миллион подписчиков – все только школьники. Кто следит за вашими обновлениями?

– Если провести аналитику моих каналов в Tik-Tok, Instagram и Telegram, можно увидеть, что средний возраст смотрящих – 24-35 лет, после идёт категория школьников – 14-17 лет.

То есть это не только ученики, но ещё и взрослые, которые понимают, что дети сегодня окружены большим количеством информационного шума и не могут долгое время находиться в неподвижном состоянии, скрупулезно читать параграфы по химии в течение двух часов, как, возможно, могло наше поколение. Надо доносить знания по-другому, и это нормально. Я как раз предлагаю альтернативу.

Смотрят мои ролики и педагоги с 50-летним стажем. Пишут пятиклассники, у которых ещё нет химии в программе, что им она уже интересна. Даже родители, чьи дети ещё не пошли в школу, сохраняют мои ролики на будущее.

– Вернёмся из социальных сетей к урокам. Какой вы учитель?

– Я общаюсь с детьми так же, как со взрослыми, только более искренне. Важно оставаться с ними честным, не смотреть на них сверху вниз, но при этом в разговоре держать субординацию. Должно быть внутреннее уважение к юному человеку, потому что, возможно, в силу возраста он ещё не достиг каких-то вершин, но находится в поиске, на пути становления.

Для меня дети – полноправные члены общества, с которыми можно поделиться мнением относительно разных вещей, выслушать внимательно их. Они максимально логичны: если учитель их не уважает, не обучает ничему новому, то они не станут его слушать.

– Вопрос же не только в способности учителей. Что необходимо сделать на государственном уровне, чтобы повысить качество среднего образования?

– Материально-техническое оснащение должно быть одинаково хорошим во всех школах. Зачастую на учителя ложится большая ответственность, чтобы рассказать что-то интересно, увлекательно, и если есть необходимые для этого материалы, можно снизить градус давления.

К примеру, зачем о химии рассказывать, если можно показать или дать ребёнку сделать самостоятельно? Демонстрации, опыты, практические занятия, лабораторные – это сразу упирается в материально-техническое оснащение: посуда, реактивы, оборудование, лаборанты.

Уже сейчас есть множество классных технологий – VR, AR, которые облегчат работу учителям и процесс обучения детям. Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь нужно оснастить школы по последнему слову техники, подготовить персонал в необходимом количестве, чтобы у каждого ребёнка появились возможности для всестороннего изучения.

– А с точки зрения личных качеств и профессиональных навыков учителей, нужно ли менять подход?

– Думаю, педагог должен оставаться таким же, каким был лет 50 назад. Конечно, изменился набор базовых качеств и навыков. Элементарно – компьютерная грамотность, знание английского языка, потому что очень большое количество актуальной информации сначала появляется на английском языке, потом переводится на русский и уже с русского – на казахский.

Перманентной должна оставаться любовь к детям. У учителя всё очень просто: нужно в жизни любить предмет, который ты преподаешь, и людей, которым ты преподаешь. Всё остальное – минорные вещи, тонкости. Снимаешь ли видео, смотришь ли аниме, ведёшь ли соцсети активно – это не так важно. Самое большое чудо происходит там, где камера не включена, – за дверью кабинета, а для этого нужно искренне любить своих учеников.

informburo.kz

Опубликовано 06.03.2023